Забыли пароль?          Регистрация


Забыли пароль?          Регистрация

Театр во время Блокады

Театр Музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны – все 900 дней блокады. В мировой театральной истории подобного примера героизма не существует и роль искусства в поднятии духа сопротивления трудно переоценить. Этот театр в тяжелейшие дни блокады стал частичкой духовной жизни города, единственным островком радости для измученных жителей города и фронтовиков. Да, было очень трудно и очень ответственно. Но всех согревало и давало силы сознание, что сейчас оперетта нужна защитникам города и героям-ленинградцам.

Актеры за кулисами

В один из декабрьских дней 1941 года в соседний с театром дом попала бомба; пострадало и здание театра. 24 декабря в последний раз поднялся занавес на улице Ракова, 13, а 25 декабря очередной спектакль уже шел на подмостках Александринского театра, пустовавшего после эвакуации его труппы.

В январе не стало электричества. Театр не смог продолжать работу. Чтобы лишенные необходимого общения с публикой актеры не пали духом, художественное руководство усилило внимание к урокам и репетициям, свободные от них актеры выезжали на фронт, в госпитали и «Дорогу жизни» на Ладоге.

Спектакли возобновились в начале марта. За первый год блокадно-фронтовой жизни театром были выпущены 6 премьер – «Ева», «Принцесса долларов», «Марица», «Три мушкетера», «Продавец птиц», «Любовь моряка».

В это время в труппе числился 291 человек. На место работников, уходивших на фронт, приходили другие. Беспримерна героико-трагическая история этого театра: от голода и на фронте погибло более 100 человек. В театре был создан морг для умерших артистов и зрителей. Артисты умирали в кулисах и по дороге в театр… Однако, несмотря на потери, за годы блокады было осуществлено 15 премьер и возобновлений ранее поставленных спектаклей. Театр посетили  1 миллион 300 тысяч зрителей. Занавес открывался зимой 1941-42 годов в дни, когда в городе умирали за сутки до 40 тысяч его защитников и граждан. Это был вызов врагу, невероятное сопротивление и стойкость. В объявленном репертуаре не было ни одной замены. Если артист не приходил на спектакль это, как правило, означало его смерть.

В зале были постоянные аншлаги, очереди за билетами занимали с 5 часов утра, а с рук они приобретались за дневную порцию хлеба. Приходилось играть зимой в зале, где было минус четыре градуса, а были дни, когда и минус 8. Спектакли продолжали идти даже при бомбёжках, прерываясь иногда до 9 раз за вечер!

Мужество артистов не имеет аналогов. А. Масленников, получив похоронную на третьего, последнего своего сына, в этот день «смешил» зрителей в героическом спектакле «Лесная быль».

Театр вел огромную шефскую работу: не было ни одного участка фронта, где бы не побывала концертная группа Ленинградской музкомедии. На передовой, в госпиталях и на заводах было дано более 1000 шефских  концертов. Дирекция театра организовывала так же и платные концерты, деньги от которых шли в фонд обороны города. За 900 дней в бюджет Ленинграда было перечислено 4 миллиона 334 тысячи рублей чистой прибыли.

А. Королькевич и Е. Михайлов в гримуборной. 1942 г.

В первый год войны в коллективе готовили оперетту «Лесная быль». Премьера состоялась 18 июня 1942 года. Это была первая в стране оперетта о войне. Либретто её написали художественный руководитель театра Н. Янет и драматург Н. Гузынин, музыку – дирижер А. Логинов. Эта работа стала подступом к знаменитому спектаклю «Раскинулось море широко», вошедшему в историю театрального искусства военных лет. Композиторы В. Витлин, Н. Миних, А. Круц работали параллельно с литераторами В. Вишневским, А. Кроном, Вс. Азаровым. Это была оперетта о советских разведчиках –спектакль мощной агитационной силы, весь пропитанный дыханием Балтики, любовью к стране, оптимизмом ленинградцев, неугасаемой верой в победу. Непосредственное участие в выпуске спектакля принял весь Балтийский флот, снарядив артистов формой: советской и трофейной немецкой. Роли в спектакле исполняли Н. Янет, Л. Колесникова, И. Кедров, В. Свидерский, А. Королькевич. Зрители заставляли бисировать Н. Пельцер, с блеском исполнявшую матросский танец. И это событие происходило в дни готовившегося фашистами повторного штурма Ленинграда и планировавшегося их военного парада на Дворцовой площади с последующим банкетом в гостинице «Астория». В день премьеры, 7 ноября 1942 года, немцы обстреливали подступы к Александринскому театру. Однако занавес поднялся вовремя, зал был полон. Новый спектакль посетил почти весь состав Балтийского флота, а билеты на оперетту вручались вместе с орденами.

Кроме своей основной работы, работники театра входили в команды МПВО, в медико-санитарную команду, дежурили в госпиталях и при первых звуках воздушной тревоги спешили спасать из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку. Вся труппа изучала военное дело и владела оружием. О героическом театре у нас и за рубежом написаны сотни газетных и журнальных статей, несколько книг.

Навсегда останутся в мировой истории театра имена директора Г.С. Максимова, режиссеров А.Н. Феоны, Н.Я. Янета, Г.М. Полячека, В.С. Васильева; дирижеров Г.В. Фурмана, А.А. Логинова, М.П. Воловаца, В.Н. Астрова (погиб от напавших на него крыс); балетмейстеров Л.Г. Бейзельмана, Р.О. Гербека; замечательных солистов балета Н.В. Пельцер, А.А. Комкова, Л.М. Лидиной, С.Ф. Карпова. И, конечно, блестящая плеяда актеров: Я.Я. Адицкая, К.М. Астафьева, Н.И. Болдырева, Е.Ф. Брилль, К.М. Бондаренко, З.Д. Габриэлянц, И.В. Кедров, Л.А. Колесникова, А.В. Королькевич, Е.Д. Михайлов, О.А. Орлов, В.П. Павлоцкая, Т.А. Сальникова, В.И. Свидерский, Г.П. Семенченко, А.Г. Слонимский, В.Н. Христианова, Е.А. Хрусталева, О.М. Щиголева, Н.Я. Янет…

Актеры у театра на восстановительных работах по окончании войны

Артисты театра на восстановительных работах по окончании войны

 

Очередь за билетами в Музкомедию у здания Театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр)

Очередь за билетами в Музкомедию у здания Театра драмы им. А.С. Пушкина

 

Артисты музкомедии в госпитале после концерта

Артисты музкомедии в госпитале после концерта

 

Артистка театра Галина Семенченко со своим попугаем Жако

Артистка театра Галина Семенченко со своим попугаем Жако 


Занятия по военной подготовке в театре музкомедии. 1941-1942гг.

Занятия по военной подготовке в театре музкомедии 1941-1942гг.

 

Артисты музкомедии на овощебазе

Артисты музкомедии на овощебазе

 

Зал Театра драмы им. Пушкина на спектакле Музкомедии

Зал Театра драмы им. Пушкина на спектакле Музкомедии


Зав. режиссерским управлением театра Виктор Смирнов на крыше театра. 1942 г.Елка 1942 г.Дирижер А. А.Логинов. 1942г.

Зав. режиссерским управлением                                     Елка 1942г.                                              Дирижер А.А. Логинов1942 г.   
Виктор Смирнов на крыше театра. 1942 г.